Домой / Ногти / Крестины девочки как подготовиться. Подготовка к крещению

Крестины девочки как подготовиться. Подготовка к крещению

В этой статье:

Крещение ребёнка – решение, которое принимается многими родителями как до появления чада на свет, так и после его рождения. Причины этому могут быть самые разные: кто-то хочет защитить малыша от всего плохого, кто-то просто следует традиции и т.д. Причин может быть много, но результат всегда один: рано или поздно поход в церковь и крещение состоятся. Будущие крёстные, имейте в виду: это не просто ритуал, а обязательства по воспитанию ребёнка, взятые добровольно и подтверждённые перед самим Всевышним.

Так что если сомневаетесь, что справитесь с такой работой, от крещения ребёнка лучше откажитесь. Это совсем не зазорно, вас поймут. В конце концов, сам Иисус Христос принял крещение в тридцать. И то просил об этом пророка Иоанна. Что же тогда говорить о простых смертных? Возможно, если человек сделает свой выбор в зрелом и осознанном возрасте, то и пользы от этого будет в разы больше.

Но если вышеописанное вас не остановило и вы полны решимости провести ритуал, но не очень хорошо знакомы с церковными тонкостями, то следует знать следующее. Смысл крещения ребёнка – глубокое духовное очищение, призванное снять с младенца тяжесть первородного греха и очистить его плоть и дух перед ликом Бога. Крещёный человек может стать крёстным, когда вырастет. За него в церкви принимаются молитвы за здравие. Также считается, что обряд защищает ещё не сформировавшуюся личность от дурного глаза и лихих людей.

Выбор времени и места

Согласно церковным правилам, крещение возможно в любом храме, который имеет соответствующий статус. Цените удобство, комфорт и скорость? Тогда выбирайте тот, который ближе всего к дому. Но если есть возможность, то лучше поехать в специальное, известное место. По принципу, чем древнее и старше, тем лучше. И дело тут вовсе не в цене или престиже. Часто лавры, монастыри и просто большие храмы
ставились на местах языческих капищ. А последние – на местах выхода особой энергии, которая теперь улавливается золотыми куполами. Если кого-то смутило упоминание язычников, то это абсолютно зря. Данную информацию вам подтвердит батюшка, который духовно ведёт местную паству.

Приятная особенность для мирян: крещение ребёнка можно проводить практически во все дни, кроме дней особых церковных событий, например, Страстной пятницы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и т.д. Часто родители хотят снять крещение на камеру для семейного архива. Оговаривайте возможность съёмки с батюшкой заранее, дабы не было конфликта, хотя обычно они идут навстречу. Сам обряд проводится сразу после утренней службы.

Ну и, по возможности, учитывайте интересы ребёнка, особенно если он резко реагирует на смену привычной обстановки, незнакомых людей и на манипуляции, которые с ним проводятся. Если он часто и много кричит, возможно, небольшая церквушка будет хорошим выбором для вас.

Люди и предметы, необходимые для крещения

Это крёстные отец и мать, а также необходимая атрибутика. Рассмотрим это подробней.

Во времена, когда была высокая смертность, а люди жили
преимущественно общинами, смысл крещения и института крёстных был в том, что в случае смерти родных родителей полная ответственность за ребёнка переходила к крёстным. Также им предписывалось заниматься воспитанием своего крестника, поскольку считалось, что родные родители будут предвзято относиться к своему чаду, холить его, лелеять и жалеть. А вот менее близкие люди будут более строгими, и именно у них получится воспитать достойного члена общества.

Сейчас сам процесс несколько видоизменился, но суть осталась та же: связанные невидимой духовной нитью крестник и крёстные идут на обоюдный контакт, вследствие чего происходит передача ребёнку определённых знаний и навыков, пусть даже не всегда осознанно. Поэтому требования к будущим крёстным следующие:

  • одной веры с крестником (христиане); если вы выбрали достойного, по вашему мнению, человека для ритуала, а он не крещён, то ему обязательно нужно окреститься и очень желательно сходить на исповедь;
  • не допускается, чтобы крёстный и крёстная были супружеской парой;
  • крёстной матерью не может быть женщина, у которой с момента рождения ребёнка прошло менее 40 дней;
  • допускается, чтобы беременная женщина могла быть крёстной.

Если найти людей на такую должность для вас проблема, церковные каноны допускают, чтобы крёстный был один: для мальчика – мужчина, для девочки – женщина. Повторимся ещё раз: крёстные должны быть высокоморальными людьми, способными привить крестнику необходимые добродетели.

Основная атрибутика: белая сорочка (рубашка) из
натурального материала (лучше всего подойдёт лён), специальная простынь или полотенце – крыжма, и крестик. В церковь ребёнка вносят в белой сорочке, которая символизирует очищение и освобождение от первородного греха. После крещения его заворачивают в крыжму. Сорочку, крыжму и чепчик (если нужен) должна купить крёстная. Крестик покупает крёстный отец в храме или в ювелирном магазине. Если крестик куплен в ювелирном магазине, то его обязательно нужно освятить.

Обратите внимание: изделия из драгоценных металлов надевают малышу на шею, используя не цепочку, а мягкую нитку. Ничего страшного, если это не смотрится – младенец ещё не понимает, что красиво, а что нет. Сейчас главное не травмировать ему шею.

Подготовка ребёнка и крёстных родителей к крещению

Перед обрядом нужно пройти необходимую подготовку. Если будущие крёстные родители не частые посетители церкви, они обязательно должны сходить на исповедь и причаститься. Ещё обязательно знать молитву «Символ веры». За три дня до ритуала они должны воздержаться от мясной пищи и сквернословия, а также вести благочестивый образ жизни, насколько это вообще возможно.

Непосредственно в день крещения крёстным нельзя завтракать. Также им необходимо прочесть утренние молитвы. При нахождении в церкви на них обязательно должны быть надеты нательные крестики. Все расходы на мероприятие
принято оплачивать крёстной паре.

Принято крестить малыша на 40-й день после его рождения. Мамы, у которых с момента родов прошло менее 40 дней, в церкви находиться не имеют права, такие правила. Знайте это, если по каким-то причинам поджимает время. Непосредственно перед крещением ребёнка мама подходит к священнику и просит, чтобы он прочёл над ней специальную очистительную молитву. Родные родители в обряде участия не принимают, но могут присутствовать при ритуале. Крестик после крещения должен побыть на малыше хотя бы какое-то время, а вообще желательно носить его постоянно.

Дресс-код при нахождении в церкви: открытая голова и желательно костюм для мужчин, обязательно платок на голову, прикрытые плечи и локти, платье или юбка не выше колен для женщин. Яркая, кричащая расцветка одежды недопустима ни для кого.

В помещении церкви мужчины занимают правую часть, женщины – левую. Креститься нужно правой рукой, зажигать и устанавливать свечу можно и правой и левой.

Как проходит обряд крещения

Основные правила и процедуры одинаковы, но для мальчиков и девочек есть свои особенности. При входе в церковь девочка находится на руках у крёстного, мальчик – у крёстной. Малыша лучше не пеленать, ведь его будут раздевать для того, чтобы окунуть в купель.

Когда вы подойдёте к чаше, батюшка положит руки малышу на голову. Это символизирует защиту Всевышнего. После этого крёстные становятся возле купели. Сначала один из них читает «Символ веры», а второй держит свечи, затем они меняются местами. Это символизирует отречение от дьявола и обязательство следовать заповедям Бога.

После этого священник окунает малыша в воду трижды, произнося при этом нужные слова. Обратите внимание: температура воды в купели должна быть не ниже температуры тела малыша, обычно это 37 градусов. После того как ребёнка вынули из купели, служитель ставит ему знак в виде креста на лоб, глаза, уши, нос, рот, грудь, руки и ноги и каждый раз произносит слова «Печать Духа Святого, аминь». Это называется миропомазанием.

Далее малыша забирают (мальчика – крёстный, девочку – крёстная), насухо вытирают, надевают крестик и пеленают. После чего батюшка слегка стрижёт его волосы накрест, что символизирует покорность Господу и старт жизни праведной. После этого крёстные, по правилам, проносят малыша вокруг купели трижды. Так он воссоединяется с церковью. Далее мальчика вносят в алтарь, а девочку прикладывают к иконе Божьей Матери (в алтарь её не вносят, это считается наказанием за то, что Ева соблазнила Адама). Это называется воцерковлением. На этом обряд крещения окончен.

По окончанию

Процедура крещения длится в среднем от часа до полутора, в зависимости от времени года. Часто после окончания крещения родные и крёстные родители, следуя неписаным правилам, справляют крестины. Отметить такое событие вполне нормально, но не надо превращать это в банальную пьянку. Взрослые зачастую даже не осознают, что их энергетика, подогретая спиртным, может привести к болезни ребёнка. Помните, дети даже в столь малом возрасте всё понимают и чувствуют.

Соглашаясь стать крестной матерью, женщина должна понимать, что ей предстоит взять на себя ответственность за воспитание крестника/крестницы в духе православия, подавая пример благочестивой жизни. Поэтому к предложению стоит отнестись серьезно, оценив возможность реализации возлагаемой миссии.

Как будущей крестной подготовиться к обряду крещения

Будущая крестная мама должна быть крещенной в православии, знать основы христианского вероисповедания, соблюдать церковные законы, а также пройти определенную подготовку к таинству.

Как пройти собеседование

После назначения даты крестин и согласования ее со священником крестной вместе с крестным обязательно необходимо посетить огласительные беседы и получить благословение батюшки на светлую миссию. Обычно таких собеседований назначают одно-два, в отдельных случаях - три-пять. Некоторые храмы после прослушивания подготовительных лекций и сдачи экзаменов практикуют выдачу сертификатов или справки о прохождении огласительных бесед.

В ходе занятий священник рассказывает о самом обряде Крещения, а также объясняет смысл православного вероисповедания в целом. Крестным, как минимум, нужно ознакомиться (если ранее этого не было сделано) с текстом Священного Писания Нового Завета и выучить основные православные молитвы.

Пост, исповедь и причастие

Восприемникам в период подготовки необходимо побывать на церковной службе, исповедаться (покаяться в своих грехах) и причаститься. За три дня перед таинством крещения соблюдать пост: не употреблять пищу животного происхождения, воздерживаться от супружеских отношений, сквернословия и увеселительных мероприятий. В день крещения в церковь необходимо прийти натощак. Такая подготовка позволит крестной маме поучаствовать в первом причастии крестника/крестницы и вместе с ним/нею причаститься.

Какие молитвы надо знать

Обязательным для крестной мамы, как и любого верующего христианина, является знание и понимание молитвы , которая представляет собой краткое изложение основных догматов Православного вероучения. Произнося данную молитву, крестные вместо крещаемого признают веру в творца неба и земли Господа Бога, его сына Иисуса Христа и Святого Духа.

Необходимо также выучить молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Царю Небесный».

Как правильно одеться

Внешний вид крестной в храме должен быть скромным и опрятным. Но мрачную одежду выбирать не стоит, поскольку крещение - это светлый праздник. Лучшим решением станут пастельные тона: молочный, бежевый, лавандовый. Кроме того, светлая одежда более торжественно смотрится на фотографиях.

  • Женщина в храме должна находиться с покрытой головой. Подберите красивый , шаль или палантин. На крещение девочки крестной маме уместно будет подобрать головной убор, который гармонично сочетается с чепчиком или косынкой крестницы.
  • Платье или юбку необходимо выбирать длиной ниже колена. Облегающие и модели с глубокими вырезами не допускаются - крестной нужно кланятся и принимать ребенка от батюшки после воцерковления, стоя на коленях (чаще это делает мама, но иногда крестная)
  • Руки, плечи и зона декольте должны быть закрытыми. Лучше отдать предпочтение платьям и блузкам с воротником и рукавами не выше локтя.
  • Обувь стоит выбирать закрытую, на низком каблуке. Это позволит избежать усталости в ногах после обряда. Девочку от купели принимает и далее держит на руках крестная мама.
  • Не приветствуется использование яркой декоративной косметики.

Можно ли быть крестной в критические дни

Необходимо с родителями ребенка согласовать дату крещения так, чтобы она не совпадала с днями ее ежемесячного очищения, поскольку в этот период женщина не допускается к участию в церковных таинствах. Если месячные наступили неожиданно, то скрывать этот факт нельзя, лучше попросить родителей малыша перенести крещение.

В случае, когда сместить дату не получается, необходимо побеседовать с батюшкой и обсудить возможность участия в крещении.

  • В большинстве случаев священники разрешают присутствовать в церкви и просто наблюдать за обрядом, при этом крестная указывается в свидетельстве о крещении.
  • В некоторых храмах крестную допускают к обряду с оговоркой, что ей нельзя принимать ребенка от купели, держать его на руках и прикладываться к иконам. Разрешается произносить традиционные обеты, молиться.

Что входит в обязанности крестной матери во время таинства

При крещении девочки

Обязанностей крестной матери при крещении девочки больше, поскольку именно она считается главным восприемником. Ей предстоит принять крестницу от купели и держать на руках до окончания таинства.

Крестной маме также нужно будет раздеть ребенка для окунания в купель и после одеть в крестильную рубашку. В некоторых храмах есть пеленальные столики, но при общем крещении нескольких детей придется делать все на весу. В этом случае хорошо иметь опыт общения с маленькими детьми, уметь успокоить плачущего малыша.

При крещении мальчика

Мальчика от купели принимает крестный отец и держит на руках на протяжении обряда. Крестную маму батюшка может попросить прочитать молитву «Символ веры».

Обязанности крестной матери после крещения

Самое первое, что необходимо делать крестной матери после крещения - постоянно молиться за своего крестника/крестницу на церковных службах, подавать записки о здравии, упоминать в утренних и вечерних молитвах, произносимых дома.

Уже подросшего малыша нужно на своем примере учить благочестию, милосердию, доброте, совместно с родителями начинать приучать к регулярным посещениям храма, чтению православной литературы, знакомить с церковным календарем. В обязанность также входит научить ребенка, молиться, придерживаться постов, прибегать к спасительным таинствам - исповеди и причастию.

Крестная мама должна запомнить дату крестин и каждый год поздравлять крестника/крестницу с Днем Ангела, водить ребенка в этот день в храм, ставить свечи за здравие. Подарки к этому празднику лучше готовить с духовным смыслом.

Не только в детстве, но и во взрослой жизни, крестная мама должна принимать участие в судьбе крестника/крестницы, наставляя на путь истинный, помогая добрым словом, советом, поддерживая в различных жизненных ситуациях.

Фото предоставлены

Огласительные беседы для подготовки к Таинству Крещения для крестных и взрослых людей.

Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Что это значит, не знают многие люди, желающие принять Крещение. Поэтому сначала необходимо научение вере, затем – принятие Таинства. Брошюра просто и доходчиво раскрывает основные положения православной веры, рассказывает о Церкви и ее Таинствах, помогает читателю понять, в Кого мы веруем, подробно объясняет, как проходит чин Крещения. Кроме того, автор обращается и к родителям, которые решили крестить своих младенцев. Как подготовиться ко Крещению, чтобы принятое Таинство не послужило человеку в суд и осуждение, – основная задача предлагаемой книги.

Зачем нужна подготовка?

Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, по уверенности, что для них возможно и важно вхождение в благодатную церковную жизнь. Во-вторых, младенцев крестят по вере тех, кто приносит их в храм, кто не просто берет на себя ответственность за ребенка, но служит гарантом его христианского воспитания. Так было всегда. В чине Крещения восприемники (крестные) произносят за ребенка , свидетельствуя тем самым как о готовности воспитывать ребенка по-христиански, так и о собственном христианском мировоззрении. Они также отрекаются от сатаны, утверждая этим свое намерение принимать участие в христианском воспитании маленького человека.

Все это очень важно осознавать хотя бы в самых общих чертах. Крещение - сознательный выбор жизни со Христом, жизни по-христиански - в противовес безрелигиозному образу жизни. А если ребенок пока сам это выбор сделать не может, то это могут и должны сделать взрослые. Никого не обманывая. Самих себя в первую очередь. Суррогатное материнство - репродуктивная технология, которую Церковь считает нравственно недопустимой. Это должны осознавать люди, когда приносят ребенка в храм для того, чтобы он начал свою жизнь в Церкви. Осознание должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние. А как же иначе?

Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?

Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало.

Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после 40-дневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.

Во многих храмах в Москве и в других городах уже давно введена подготовка ко Крещению. В некоторых храмах человек должен посетить несколько бесед, после чего сдает экзамен, в других храмах бывает одна беседа и экзамен. В одном из подмосковных храмов каждому хотящему креститься устраивается экзамен по Новому Завету.

Времена, когда было трудно найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно уже прошли, и теперь практически никто не может оправдать свою неподготовленность внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и ничего не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное, для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и как-то серьезно относиться к этому событию. О необходимости введения повсеместно подготовки перед Крещением ясно говорилось и в деяниях Юбилейного Архиерейского Собора, прошедшего в 2000 году.

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.

Что необходимо знать о Боге перед Крещением?

Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, необходимо узнать, что пришедший в храм человек, пожелавший принять Крещение, знаете о Нем. Тогда будет легче разговаривать.

Вопрос к пришедшим на беседу: В какого Бога веруют православные христиане?

Обычный ответ: Во Христа.

Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому задам наводящий вопрос. Что Вы слышали о Святой Троице?

Обычные ответы:

– Это такая икона.

– Это такой праздник.

– Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ).

– Это Отец, Сын и Святой Дух. (Этот правильный ответ произносит, к сожалению, лишь один из двадцати-тридцати человек).

Возникает странная ситуация. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек не знает, что есть Святая Троица. Священник, погружая человека в воду произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь». В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. И вдруг мы видим, что человек, идя на Крещение, сам-то, оказывается, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизнь.

Итак, первое, без чего нельзя приступать ко Крещению, – это без веры во Святую Троицу. Православные христиане верят в Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа.

Что мы еще знаем о Боге? Прежде всего, мы, наверное, все знаем, что Бог – Творец всего мира. Только Он существует по-настоящему, в самом глубоком смысле этого слова. Все же остальное сотворено Богом из ничего, и бытие тварного мира находится в руках Божиих. Некоторые религии говорят, что материя совечна Богу, что Бог не творил саму материю, а только «лепил» из материи все остальное. Подобное учение неприемлемо для христианина.

Бог есть чистейший Дух, Он находится вне времени и пространства, ибо Он Сам сотворил время и пространство. Ангелы тоже являются бесплотными духами по сравнению с природой видимого мира (вещества, растений, животных, человека), но по отношению к Богу они являются служебными и тварными духами.

В догматическом богословии перечисляются еще и другие свойства Божии. Бог беспределен, всесовершен, вседоволен (то есть ни в чем не имеет нужды), вездесущ (то есть присутствует везде), всеведущ (то есть знает все, в том числе и будущее), всемогущ, всеблаг (то есть является Сам источником всего благого).

По поводу последнего свойства Божия часто возникает вопрос: «Если Бог – благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит войны?» Источником зла в мире является злая воля падших ангелов и людей. Бог сотворил ангелов и человека со свободной волей. Если родителям предложить выбор: кого вы хотите: всегда послушного робота, который вам будет помогать до вашей смерти, или живого ребенка, который может вырасти и стать непослушным сыном? – все родители, наверное, выберут живого человека, поскольку только человек обладает способностью любить и быть счастливым. И Бог творит существ, способных к любви и счастью, но для этого они должны быть свободными. Этой свободой ангелы и люди воспользовались и пользуются по-разному. Вот отсюда и зло на земле.

И что удивительно, Сам Бог не может отнять свободу у человека. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком.

Само творение человека Богом – это удивительное событие. До творения человека и ангелов в мире присутствовала только одна Божественная воля. Все подчинялось Богу. Появляются свободные существа, и в мире возникает еще множество разных воль. Сейчас более 6 миллиардов людей своей волей влияют на мир. Бог творит человека, зная, что человек, будучи свободным, может и воспротивиться своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить человека исправиться.

Тут можно задать вопрос: «Как это Бог не может заставить человека что-то сделать? Взял и заставил. Шел человек с пистолетом на убийство, нажимает курок, но Бог вмешивается – осечка, еще раз жмет на курок – опять осечка. Бог может Своей волей пресечь действие человеческой воли. Но посмотрите внимательно. Бог может пресечь действие, но не может заставить человека изменить свои желания, свою волю. Человек замышляет убийство, берет пистолет, жмет курок – осечка, тогда он берет нож, замахивается – но нож ломается, человек бросается на жертву – но вдруг поражается неожиданной болезнью и падает в изнеможении. Но даже когда он лежит, он может не переставать хотеть смерти другому человеку. Бог не может заставить злодея полюбить свою жертву! Вот откуда на земле войны».

Но теперь давайте вернемся к учению о Святой Троице.

Вопрос: Итак, получается, что православные христиане верят в трех Богов – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа? Правильно?

Обычные ответы:

– Да. (Половина собеседников).

– Нет, в одного. (Другая половина).

Вопрос: В Кого одного? Бога Отца? Или Бога Сына? Или Бога Святого Духа?

Обычные ответы:

– В Бога Отца.

– В Святого Духа.

– Они все едины.

Действительно, православное учение о Святой Троице говорит, что мы веруем в одного Бога, единого в Трех Лицах. По выражению одного церковного писателя, мы веруем в единого, но не одинокого Бога. Мы верим, что Бог, оставаясь единым, в то же время является Троичным. В едином Боге три Лица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. «Лицо» по-славянски означает «личность», по-гречески – «ипостась». Это не три Бога, а Единый Бог. Как это может быть – Единый и в тоже время Троичный? Ответ может быть самый простой: человек не может понять этой тайны до конца, поскольку человеку вообще невозможно познать Бога до конца. Бог – Творец, мы – Его творение. Между нами огромная пропасть. Но мы знаем, что Бог Сам о Себе открывает некоторые тайны. Бог Сам открыл нам, что Он Един, и в тоже время в Нем есть Три Лица.

Догмат о Святой Троице говорит о том, что Бог есть Троица Единосущная и Нераздельная.

Святые отцы часто приводили следующий образ, объясняя единство Святой Троицы. Представим себе Солнце. Мы знаем, что есть само Солнце, мы видим и свет, рождаемый им, мы чувствуем и тепло, исходящее от него. Само Солнце (как звезда), свет и тепло – это разные явления, но они существуют нераздельно. Хотя в свете современной физики этот образ не безупречен, ибо свет (фотоны) и тепло (энергия) не так неразрывно существуют по отношению к своему источнику. Например, звезда потухла, а свет от нее еще летит. Но для своего времени это был очень точный образ нераздельности Трех Лиц в Едином Боге.

Но если нераздельность Святой Троицы еще как-то можно попытаться объяснить с помощью некоего образа, то единосущие Святой Троицы объяснить с помощью человеческих понятий и образов, наверное, невозможно. Ведь в природе ничего подобного не существует. Представить себе человека с тремя личностями внутри, которые могут между собой общаться, принимать совместное решение, любить друг друга, и при этом чтобы он действовал, как единый человек, – невозможно.

Единосущность Святой Троицы означает, что если Бог Отец творит мир, то и Бог Сын творит мир, и Бог Святой Дух творит мир. Все действия Божии исходят от Единого Бога. Если Бог Сын хочет спасения человеческого рода, значит, и Бог Отец желает этого, и Бог Святой Дух хочет этого.

Теперь вернемся к первому ответу на вопрос о том, в какого Бога веруют христиане. Первый ответ был – во Христа.

Вопрос: А кем же был Христос?

Чтобы легче было ответить, можно предложить следующие вопросы в виде некоторой анкеты:

– Был ли Христос Богом?

– Был ли Христос человеком?

– Был ли Христос ангелом?

– Был ли Христос пророком?

– Был ли Христос кем-то еще?

На каждый вопрос, как в анкете, можно ответить: «да», «нет», «не знаю».

Спросим несколько человек.

Некоторые наиболее частые ответы:

– Он был человеком, но не Богом и не ангелом. Может быть, еще и пророком.

– Он был человеком, а потом стал ангелом.

– Он был человеком, потом Его распяли, Он воскрес и стал Богом.

– Он был Богом и Человеком. (К сожалению, очень редкий ответ, но если он звучит, задается следующий вопрос).

Вопрос: А теперь поясните. Когда Младенец Христос родился, Он уже был Богом?

Обычный ответ: Нет, Он стал Богом после Воскресения (или Крещения).

Заключение священника: К сожалению, вы еще не вполне знакомы с православным учением о Христе, которое очень важно. Ибо христианином может называться только тот человек, кто следует учению Христа, а православным только тот, кто «правильно славит» Его, то есть правильно исповедует Его. В этом смысл фразы «православный христианин».

Когда православный человек говорит о Христе, он говорит о Втором Лице Святой Троицы – о Боге Сыне. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом, но более 2000 лет назад Второе Лицо Святой Троицы принимает на Себя еще и человеческую природу.

Как это произошло? В утробе Божией Матери силою Святого Духа зачинается новая жизнь. Богу это было легко сделать: мы помним, что первого человека Бог сотворил и вовсе из праха земного. Когда в утробе любой обычной женщины зачинается новая жизнь, то в мире появляется новая личность. Как только две клеточки (мужская и женская) сливаются, появляется маленькое человеческое тельце, состоящее пока только из одной клеточки. Но без живой души эта клеточка еще не будет человеком. И в тот же миг этому микроскопическому тельцу дается душа, и это уже человечек с душою и телом. Повторю: в момент зачатия в мире появляется новая личность, или, вспомним, по-славянски – новое лицо, а по-гречески – новая ипостась. Когда в утробе Божией Матери зачиналась новая жизнь, то новая личность (лицо, ипостась) не возникала, ибо с новой человеческой жизнью соединилось Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы – Бог Сын.

Поэтому запомним, что Христос – это не Человек, ставший Богом (после Крещения или Воскресения), а Бог, который стал Человеком. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом. А с момента зачатия в утробе Божией Матери Он стал еще и Человеком. Христос был Богом всегда, ибо не было момента, когда бы Бог Сын не был Богом, поскольку Он Сам творил время вместе с Богом Отцом. И в утробе Своей Матери, и в яслях после Своего Рождества Он уже был Богом.

Итак, Православная Церковь учит о Христе как истинном Боге и истинном Человеке. Запомним это положение православной веры, ибо в этих словах – ее стержень: Христос есть истинный Бог и истинный Человек. А теперь обращаю ваше внимание на то, что именно эта истина, после учения о единстве Святой Троицы, более всего встречала непонимания и вызывала уклонения в ереси. Действительно, человеческому разуму очень трудно уяснить, как можно быть Богом и Человеком одновременно. Лучше сказать даже так: объяснить учение о Богочеловечестве Христа умом невозможно, в это можно только верить сердцем.

Что же здесь сложного? Попробуем объяснить. Бог – это Творец мира. Человек – это Его творение. Быть Творцом и творением – невозможно. Мы можем себе представить, что некий скульптор вылепил прекрасную скульптуру. У нее есть все – руки, ноги, голова, уши, глаза, но это бездушный камень. Быть скульптором и статуей одновременно невозможно. Бог отличается от человека гораздо больше, чем художник от своей картины, больше, чем гончар отличен от горшка, который он вылепил. И Бог, будучи Творцом, становится Своим творением. Например, стать для скульптора бездушным камнем и ограничить себя во всем – это страшное наказание и унижение. Именно такое самоуничижение, умаление Бог претерпевает ради человека. Всемогущий, вездесущий, всеведущий Бог, чтобы стать Человеком, казалось бы, должен лишиться всех Своих свойств. Но хотя это и непонятно логике, сердцем мы веруем, что Христос был и Богом, и Человеком. В том-то и всемогущество Бога, что и это Ему возможно.

А для чего Богу нужно было становиться Человеком, неужели нельзя было спасти человека как-то еще? Оказывается, нельзя. По выражению одного из святых отцов, Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом. Человек упал в огромную пропасть, насильно из этой пропасти Бог не может вывести человека. И вот Бог Сам становится Человеком, сходит в эту бездну, чтобы поднять оттуда человека к Себе.

Чтобы понять, какое уничижение добровольно претерпевает Бог, становясь Человеком, вспомним Евангелие.

Вопрос: Что сделал царь Ирод, когда узнал о рождении Младенца Христа?

– Не знаю (большинство).

– Приказал убить всех младенцев в Вифлееме (редко).

Вопрос: Как спасся Христос?

– Его положили в корзину и пустили по реке.

– Он с Матерью спрятался в пещере.

Пока правильных ответов нет. Во-первых, в корзину положили будущего пророка Моисея, а не Христа. А в пещере Христос не прятался, а родился. Младенец Христос спасся следующим образом. Ангел явился во сне праведному Иосифу, обручнику Божией Матери, сказав, чтобы он, взяв Деву Марию и Младенца, отправился в соседнюю страну – Египет, где царь Ирод не мог их найти.

Но посмотрим на эту историю глазами православного человека. Ведь Младенец-Христос – это Всемогущий Бог, и Он мог в мгновение ока уничтожить то войско, которое было послано убить Его. В Ветхом Завете нечто подобное происходило. Царь Ахав ищет убить пророка Илию и посылает войско в горы, где скрывается пророк. Пророк Илия молится о спасении, с неба сходит огонь – и войска нет. Царь посылает второе войско, все повторяется. И так три раза. Уж если Бог спасает Своего пророка, то тем более Он может спасти Себя. Но Всемогущий Бог, как беспомощный Младенец, на руках Пресвятой Богородицы бежит от Своих преследователей. И Он был действительно беспомощен по человеческой природе.

Будучи Богом, Христос ни в чем не имел и не имеет нужды, ибо Он вместе с Богом Отцом сотворил небо и землю, моря и океаны, растения и животных. А став добровольно Человеком, Христос хотел есть и пить, чувствовал голод и холод.

Как Бог Христос бессмертен. Какая может быть смерть для Бога, Который Сам сотворил жизнь? Но став Человеком, Христос претерпевает истинную смерть. Как обычно умирает человек? Душа разлучается с телом, и тело бездыханное погребается во гробе. Теперь это тело мертво – просто набор молекул, химических соединений, и ничего больше, никакой жизни. Христос умирает так же. Душа Христова покидает Его тело, и оно, бездыханное, погребается во гробе. Конечно, смерть не может быть сильнее Бога, и мы знаем, что Христос воскресает.

Поэтому, когда Церковь говорит, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком, она говорит о том, что Бог ради спасения человека нисходит в такую пропасть, куда, логически рассуждая, невозможно спуститься Богу, оставаясь Богом.

Опираясь на строгую логику, невозможно представить себе, что Бог может стать человеком. Ведь есть свойства совместимые (например, можно быть горячим и красным), а есть свойства несовместимые (например, нельзя же быть одновременно горячим и холодным или красным и зеленым). Быть Богом и быть человеком – это логически несовместимо. Но у нас есть не только ум и логика, но есть еще и сердце, способное верить и вместить невместимое. Поэтому православные христиане верят в то, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком.

Таинство Крещения

До этого мы говорили о Боге, а теперь давайте коснемся того Таинства, ради которого вы и пришли в храм.

Вопрос: Как Вы думаете, что происходит с человеком в Таинстве Крещения? Для чего Вы хотите креститься сами или крестить Ваших деток? Чего не хватает Вам?

Варианты ответа: Чтобы Господь дал веру.

Возражение: Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры Крещение было невозможно.

Вариант ответа: Чтобы был Ангел-Хранитель.

Возражение: Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами?

Вариант ответа: Чтобы можно было молиться.

Возражение: Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и молились. Для того чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и молись.

Вариант ответа: Господь больше слышит и заботится о крещеных.

Возражение: Тут я категорически не соглашусь. На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99 православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от этой заботы.

Вариант ответа: Чтобы заново родиться.

– Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Приведу следующий образ. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть, склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново изготовив вазу.

Крещение – очень многогранное Таинство. К тем граням, которые отметили вы, хотелось бы добавить еще одну важную, на мой взгляд, сторону.

В момент Крещения человек становится членом Церкви! Звучит очень просто, но за этим стоит очень глубокий смысл. Что такое Церковь? Это не просто собрание верующих людей. Мол, скучно верить одному, а вместе веселее. Собралось два человека: «Веришь в Бога?» – «Верю». – «И я верю, давай верить вместе». – «Давай». – «Ну вот, мы уже Церковь!» Нет, это еще не Церковь. Пока это клуб по православным интересам.

Церковь – это нечто совсем иное. Ее можно уподобить живому организму. Смотрим на человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, но каждая клетка живет не сама по себе. В природе есть, конечно, клетки, которые умеют жить сами по себе, например, амебы, которые сжимаются, разжимаются, куда-то ползают, чем-то питаются. Но клетки в организме живут совсем другой жизнью. Каждая клетка выполняет свою задачу, и организм дает клеточке все необходимое для жизни. До каждой клеточки доходят через кровеносные сосуды питательные вещества, доходят нервы, которые управляют всем телом, душа пронизывает все тело.

Так же и Церковь. Каждый христианин – это живая клеточка живого организма. До каждого христианина доходит кровеносный сосудик, который духовно питает его. Что это за кровеносный сосудик, объясним чуть позже. Святой Дух пронизывает всю Церковь и управляет ею.

В этом смысле Крещение можно уподобить операции по пересадке, например, почки. Берут донорскую почку и пересаживают ее больному. В чем смысл операции? В том, чтобы почка заработала, прижилась, жила единой жизнью с новым организмом. А почка может еще и не прижиться! Что должен сказать врач, если после операции он увидит, что почка не прижилась? «Простите, но операция прошла впустую. Можно считать, что от пересадки вы не получите никакой пользы!» Если же врач будет убеждать вас: «Операция прошла успешно, только вот сама почка так и не работает, но не расстраивайтесь, ведь почка пришита там намертво, и можно с уверенностью говорить, вы теперь живете с почкой», – то этот врач будет лгать.

А что должен сказать священник, если он видит после Крещения, что человек дома не молится, в храм не ходит, не исповедуется, не причащается в течение месяца, полугода, наконец, года? Честный священник должен сказать: «Простите, но Крещение хотя и совершилось, но, к сожалению, пока не действенно в Вас, и пока Вы не получите никакой пользы». Действительно, почка пересаживается, чтобы жить единой жизнью с организмом, а Крещение совершается для того, чтобы человек жил единой жизнью с Церковью. Нет церковной жизни – значит, что-то не так.

«Как же так? Вот у меня свидетельство о Крещении: печать, подпись. Я, что же, по-вашему, не крещен?!» С одной стороны, человек крещен, а с другой, – нет. Крещение можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.

Еще Крещение можно сравнить с приготовлением теста: бросается закваска в муку, и тесто постепенно подходит. А если бросить закваску в какой-нибудь капсуле? Вроде и есть закваска в тесте, да ничего с тестом не происходит.

Возьмем, к примеру, двух деток. Один не крещен, а другой крещен, но в храм не ходит. Так вот, «автоматически», только за то, что второй ребенок крещеный, он никакой дополнительной благодати не получает. Господь его любит, но так же, как и первого. Ибо Господь любит всех людей – и крещеных, и не крещеных.

Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет тридцать-сорок минут, и начнется отмирание тканей. Клетка живет только тем, что соединена воедино с организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать. Если прерывается общение с Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать.

Можно привести другой образ. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой начинается дорога к Богу. Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к Богу? Нет. Дверь открывалась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге. Крещение совершается для того, чтобы идти путем церковной жизни. Нечего бить себя в грудь, что ты крещен, если сделал к Богу только один шаг. Как был ты далек от Бога, так и остался.

Но что-то все же происходит в Крещении? Или крещеный, но нецерковный человек действительно вновь становится некрещеным, и тогда можно заново принимать Крещение? Конечно, нет, второй раз Крещение совершать недопустимо! С человеком все же происходит важное событие, в нем происходит перемена. Семя новой жизни, брошенное в душу во время Крещения, пребывает в человеке, и поэтому это Таинство никогда не повторяется.

У одного из святых отцов, блаженного Диадоха, есть следующий образ. Если человеческую душу уподобить дому, то до Крещения в человеке, в самой глубине его сердца, обитал грех и делал человека оскверненным и тленным. В момент Крещения грех изгоняется из самых глубин человека, а в сердце его вселяется благодать. Но пройдет еще немало времени, прежде чем благодать полностью преобразит человека. И тут многое зависит от самого человека. Если хозяин дома будет нерадиво относиться к своему жилищу, то грех сквозь открытые двери и окна будет легко входить в него и после Крещения. Если же человек будет стоять на страже своей души и надежно защищать и ограждать ее молитвой, постом, исповедью, Причащением, то человек будет постепенно преображаться.

Поэтому, будем разделять такие понятия как «действительность» и «действенность». В действительности Крещения можно не сомневаться, но вот действенность Таинства зависит от самого человека. К сожалению, почти единственное преимущество крещеного человека, не живущего церковной жизнью, заключается в том, что возвращаться в лоно Церкви, восстанавливать духовную жизнь он будет уже не через Таинство Крещения (оно никогда не повторяется), а через Таинство Исповеди, которое часто называется «вторым Крещением».

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Быть крестной матерью – большая честь, но и большая ответственность, ведь ей предстоит стать духовной наставницей своего крестника или крестницы. Если близкие люди оказали вам такую честь, значит, они выражают вам особое доверие и надеются, что вы будете выполнять эту роль достойно.

Однако учитывайте, что помимо выполнения обязанностей крестной матери при крещении, вам придется позже наставлять своего крестника в вопросах христианской веры, водить его к причастию, подавать ему пример поведения.

Что касается подготовки к крещению, то этот этап у крестной матери занимает несколько дней. Что делает крестная мама во время крещения? Что ей нужно знать об обряде проведения этого таинства? Мы ответим на эти и некоторые другие вопросы.

Согласно церковному уставу, крестной матерью не может быть мама ребенка, монахиня, женщина неверующая и некрещеная. В качестве крестной может выступать не только подруга матери, но и одна из родственниц, например, бабушка или тетя малыша. Однако приемная мать не может выполнять обязанности крестной ни во время, ни после крещения.

Как крестной матери подготовиться к обряду крещения

Подготовка к крещению для крестной матери начинается за несколько дней до этого обряда. Ей, как и крестному отцу, нужно соблюдать пост в течение трёх дней, а затем исповедоваться и причаститься.

Также обязательно нужно побеседовать со священником, который подробно расскажет, что нужно знать крестной матери об этом таинстве и что ей предстоит делать во время проведения обряда крещения.

Как правило, в обязанности крестной при подготовке к крещению включают знание наизусть некоторых молитв, которые нужно будет читать во время этой церемонии: «Символ веры», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Царю Небесный» и др.

Они выражают сущность веры, помогают очиститься от греха и обрести силу для преодоления преград на жизненном пути. Хотя в некоторых приходах знания этих молитв не требуется: во время обряда крестным нужно будет лишь повторять некоторые фразы за батюшкой.

Подготовка крестной матери к обряду крещения на этом не заканчивается. Ей нужно будет приобрести необходимые для этой церемонии вещи, знать, какие действия придется выполнять во время обряда. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

Что ещё нужно знать крестной матери о правилах проведения крещения ребенка? Одеваться на крестины нужно скромно. Нельзя приходить в храм в брюках, а юбка должна быть обязательно ниже колен. Голову женщин в православном храме обязательно покрывает платок.

Что должна делать крестная мама во время крещения? Обряд состоит из чина оглашения (чтения над ребенком особых молитв), отречения его от сатаны и соединения с Христом, а также исповедания православной веры. Соответствующие слова за младенца от его имени произносят крестные родители, отказываясь от нечистого духа и обещая хранить верность Господу.

Если крестят девочку, то держать ее на руках во время церемонии крещения должна крестная мать, если обряд проходит мальчик – то крестный отец. Хотя это может делать и тот из крестных родителей, который лучше знаком с малышом и рядом с которым ребенок чувствует себя более комфортно.

Однако в любом случае крестная мать должна быть хорошо знакома с ребенком, чтобы поддерживать эмоциональный контакт с малышом и уметь успокоить его, если он расплачется.

После этого, как ребенка крестят, трижды погружая в воду в купели и читая при этом молитвы, в крестная мать должна принять его на руки. Для этого понадобится крыжма – белое полотенце. Согласно приметам, капли с лица малыша нельзя вытирать, чтобы его жизнь была счастливой.

Затем на ребенка надевают крестик (если он приобретен не в церкви, его нужно будет заранее освятить) и крестильный наряд – рубашку до пят на мальчика и платье –на девочку. Также малышу понадобится чепчик или косынка.

Ещё во время подготовки к крещению крестная мать обязана выбирать для ребенка эти вещи. В старину женщины шили их сами, а в наши дни крестильный наряд и крыжму можно купить в магазине или церковной лавке.

Эти вещи после крестин не стирают и не используют по прямому назначению. Их рекомендуется хранить в течение всей жизни человека, так как они служат оберегами, помогая ему избежать различных бед и болезней.

Что еще нужно сделать крестной при крещении ребенка? После посвящения в купели крестные родители и священник трижды обходят с младенцем вокруг нее в знак духовной радости от соединения нового члена Христовой церкви со Спасителем для жизни вечной.

После обряда миропомазания, когда части тела ребенка смазывают миром и читают молитвы, священник отмывает миро с помощью специальной губки, смоченной святой водой.

Затем батюшка слегка подстригает ребенку с четырех сторон волосы, которые складываются на восковую лепешку и опускаются в купель, что символизирует покорность Богу и жертву в благодарность за начало духовной жизни.

(Крестной матери понадобится небольшой пакетик, куда она сложит остриженную прядь волос малыша, которую потом также можно хранить вместе с полотенцем и рубашкой.)

После этого священник читает молитвы за ребенка и его крестных родителей, за чем следует воцерковление. Батюшка проносит младенца по храму. Если это мальчик, то его вносят в алтарь. В конце обряда ребенка прикладывают к одной из икон Спасителя и к иконе Богоматери, а после отдают родителям.

Кроме необходимых для проведения церемонии вещей, крестная мать может подарить малышу образок с изображением его святого-покровителя, «мерную икону», детскую Библию, молитвослов или предметы, не имеющие церковной направленности (одежду, обувь, игрушки и т. п.), а также оказать помощь его родителям в организации праздничного застолья по случаю крестин.

Мы уже рассказали, что предстоит знать и сделать крестной маме во время обряда крещения ребенка. Но на этом ваша миссия не заканчивается. Как уже говорилось, вам нужно будет принимать участие в жизни крестника и в последующее время.

Вы будете посещать церковь с ребенком, если его родители не имеют такой возможности по причине болезни или отсутствия. Вам нужно будет способствовать духовному росту крестника, давать ему советы в сложных жизненных ситуациях. Одним словом, заботиться о нем наряду с его родителями, ведь теперь вы несете ответственность за нового члена христианской церкви перед Богом.